Поиск

Фильм "ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" (2018) смотреть онлайн


НазваниеФильм "ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" (2018)
ЖанрДрама
Год
Страна
Режиссер
Актеры

Фильм смотреть онлайн » 24.10.2018 » Фильм "ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" (2018) » Драма »

К 190-летию со дня рождения Льва Толстого отечественный прокат порадовал думающего зрителя талантливой и очень некомфортной картиной Авдотьи Смирновой «История одного назначения», ставшей замечательным дополнением к биографическим книгам Павла Басинского «Бегство из рая» и «Святой против Льва». Эта лента, срежиссированная фантастически профессионально поражает талантливостью диалогов и драматургии, острой, проблематической насыщенностью каждой сцены и повествования в целом, мастерской работой актерского ансамбля.

Однако, мы не будем останавливаться на технических, формальных сторонах картины, которые и так безупречны, нас интересует прежде всего концептуальное, идейное ее измерение, которое можно определить, как либерализм традиционного типа, берущий свое начало в философии французского Просвещения. Известная любовь Льва Толстого к трудам французских просветителей и рационализму в целом, потому фигура великого писателя с трагической судьбой в фильме очень органична.

Скажем пару слов о сюжете тем, кто картины еще не видел: поручик Колокольцев просит о переводе в отдаленную губернскую воинскую часть, где сталкивается с особо жестоким обращением с солдатом, которого в итоге отдают под суд, знакомый Колокольцева граф Лев Толстой берется помочь опальному солдату. Не будем раскрывать все грани сложного драматургического узла ленты Смирновой, скажем лишь, что сценарий основан на реальных событиях, бывших в жизни Толстого до так называемого «духовного переворота» и описанных в одной из глав книги Басинского «Святой против Льва».

В годы, показанные в картине, Толстой еще не пропагандировал «опрощение», не был создателем анархистской доктрины, не отмежевался от православия, более, того, как говорил он в одной из сцен, работал над тем эпизодом в «Войне и мире», где описывалась ампутация ноги Анатоля Курагина, эпизодом, до сих пор поражающий читателя трепетным, искренним человеколюбием. Именно этот человек, еще не утративший связи с Церковью, берется за заведомо проигрышное дело — помочь солдату, которому грозит смертная казнь.

Однако, в каждой сцене фильма проскальзывает мировоззрение режиссера и попытка оправдать его при помощи Толстого: в либерализме, как и в философии Просвещения, человек есть мера всех вещей — наследие культуры Ренессанса, если Бог и есть над ним, то, они равновелики как творцы. С позиции защиты достоинства человека либерализм критикует любую сильную власть, государство, любой политический, социальный и экономический институт, если он, как ему кажется, ущемляет свободу человека. Авдотья Смирнова — либерал, но что редко, либерал честный, последовательный, мы бы сказали классический, критикующий государство не с позиций большого бизнеса, а с позиции защиты достоинства человека.

Фильм у нее получился очень толстовским по духу, по силе отрицания, нигилизма, мы бы сказали блистательным в своей последовательности, конечно, идеологическая плакатность в ленте — не самое главное, у нее получилась многофигурная конструкция, в которой обстоятельства жизни даже второстепенных героев поданы скрупулезно и детализировано, так что мы имеем перед собой очень предметный разговор не столько даже о Толстом, сколько о русской государственности. Так ли уж она монструозна, как показано, особенно в сценах армейских будней, будто сошедших со страниц купринского «Поединка»? Был ли Толстой своего рода апостолом либерализма, хоть и вступал с ним впоследствии (после «духовного переворота») в яростную полемику, упрекая к половинчатости, реформизме, недостаточном радикализме?

По Смирновой получается, что Толстой — почти что святой своего времени, пророк и совесть нации, которым он (за вычетом святости) отчасти и был. Но так ли уж все однозначно? Проблема вертикали, любой иерархии в том, что она всегда давит на нижестоящих, но так ли уж это плохо, если должно в итоге приводить к смирению. В христианстве иерархичность — основа бытия, мирозданию свойствен определенный авторитаризм. Конечно, в картине показаны злоупотребления властью, но для того, чтобы обострить ситуацию, сделать высказывание режиссера максимально проблемным и бескомпромиссным. Никто из христиан, будучи в здравом уме, не оправдает смертную казнь за пощечину, но стоит ли разрушать дом, если он вам не нравится, и жить в пустыне?

Видимо, по мысли Смирновой, государство и христианство несовместимы, и Толстой после «духовного переворота» был прав отрицая его во имя якобы истинно им самим понятого Завета Христа. Но одно очевидно — Толстой, каковы бы ни были его отношения с Церковью, конечно, понимал человека в духе французских просветителей-рационалистов, а не христианства, но апостолом либерализма никогда не был, он не обожествлял человека.

«История одного назначения» — это история обретения себя и одновременно история предательства (мы уж не будем говорить, какого, чтоб не портить зрителям просмотра), это фильм сложный по концепции, либеральный, но вполне, как, это не парадоксально, христианский по духу, ибо он учит состраданию kinofakt.online, а не жестокости, учит понимать, что любая казенщина и муштра — не от Бога, любое буквоедство и крючкотворство, любой бюрократизм противен Ему, но от этого вовсе не следуют анархистские выводы и априорная виноватость любой сильной власти. Однозначно фильм получился, но насколько он понравится христианину, решать христианину, главное при этом освободить свое сознание от стереотипов. В том числе и о Льве Толстом.

Фильм "ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" (2018) смотреть онлайн 


Оставляйте комментарии после просмотра, ведь мы стараемся только для Вас!

avatar