Поиск

Меланхолия смотреть онлайн


НазваниеМеланхолия
ЖанрФантастика, Драма
Год
Страна
Режиссер
Актеры

Фильм смотреть онлайн » 13.12.2018 » Меланхолия » Драма »

Триер страдает от депрессии. И в «Антихристе», и в «Меланхолии» депрессией страдает женщина. И это понятно: Юнг иногда называет Аниму душой. Как там у Асадова? «Она вошла, совсем седая, устало села у огня, и вдруг сказала: «Я не знаю, за что ты мучаешь меня». Будь рядом Фрейд, он бы, может, ответствовал в духе одного из периодов развития психоанализа: «Элементарно, сударыня! Конфликт между либидинозными влечениями, направленными на объект, и эгоистичными влечениями kinofakt.online, пекущимися о самосохранении субъекта». Но Фрейд уже достаточно лет пребывает в местах весьма отдаленных, и извлечь его оттуда никоим образом нельзя. Так что у Асадова вечный литературный герой, пораженный интуитивной догадкой, задает встречный вопрос: «А кто вы такая?» На что женщина отвечает: «Твоя душа».

В роли души Триера в «Меланхолии» можно увидеть Кирстен Данст, которую видеть в глубокой роли весьма приятно. Ее персонаж страдает от меланхолии, а через пять дней мимо Земли должна пролететь звезда по имени Меланхолия.

Между тем персонаж Кирстен Данст едет выходить замуж, свадьба богатая, роскошная, и фильм можно считать в том числе фантазией на тему той самой свадьбы, которую так хорошо показали в начале «Крестного отца». У Триера — депрессивная вариация на тему. Первую часть фильма в фокусе находится персонаж Данст, во второй части — персонаж Генсбур; впрочем, обе женщины участвуют в событиях весь фильм.

С помощью депрессивного кино-цикла Триер — и это можно предполагать с полной уверенностью — пытался избывать свою депрессию; один из возможных терапевтических смыслов «Меланхолии» таков: депрессия главной героини (а значит, и Триера) — следствие факторов, которые от человека не зависят: просто летит звезда Меланхолия, и поделать ничегошеньки нельзя. Триер себя убеждает в том, что в своей депрессии не виноват. Ее причины объективированы и сгущены в смертоносной звезде, летящей на Землю. Более того, всю Землю, всех людей на ней Триер окрашивает в депрессивные тона, ведь Меланхолия летит ко всем.

Есть у этой звезды и второй смысл. Согласно Аарону Беку, создателю и основателю когнитивно-поведенческой терапии, депрессию образует т. н. когнитивная триада, то есть негативные и порой не отражающие объективную реальность мысли 1) о себе, 2) о мире, 3) о будущем (объективная реальность… представители постмодерна пожимают плечами, встречая это проблемное словосочетание). И случаем пункта 3 является катастрофизация. «Этот стиль [мышления] характеризуется предположениями о возможном наступлении неких пугающих… событий. Полагается, что произойдет что-то ужасное и невыносимое». Страх того, что Меланхолия столкнется с Землей, — это и есть катастрофизация, причем в контексте событий фильма — катастрофизация не иррациональная, а таки весьма реалистичная. Впрочем, с учетом сопутствующих ей тревоги и ужаса, напрасная, как бы сказал и обосновал предшественник современных ratio-ориентированных психотерапий Сократ. Триер поступает со своей фантазией о катастрофе терапевтично. Уж не скажу, как, ибо не хочу спойлерить; впрочем, спойлерит сам режиссер.

В «Меланхолии», как и в «Антихристе», рациональный муж пытается успокоить беспокойную жену, которую играет Шарлотта Генсбур.

И если в «Антихристе» природу назвали Церковью Сатаны, то в «Меланхолии» экспрессия слегка смягчилась: «Земля зла, — говорит персонаж Кирстен Данст, — не стоит о ней скорбеть… Никто по ней скучать не будет». Туда ей, мол, и дорога. Пусть провалится в тартарары.

В этой связи хотелось бы выразить накопленное в глубинах души убеждение, что, когда мужчина философствует о природе или, как в «Меланхолии», о Земле или жизни на Земле, он — на уровне субъекта бессознательного — имеет в виду женщину: и женщину вообще, как собирательный образ, и значимую для себя женщину, живую или жившую, внутрипсихический образ которой тесно связан с материнским. И поэтому да, в одном из смысловых слоев «Антихриста» есть мизогинические черты, ибо, когда Генсбур говорит, что природа есть Церковь Сатаны, она (а на самом деле выговаривающийся Триер) имеет в виду, что женщина есть Церковь Сатаны. И когда Данст в «Меланхолии» сообщает, что Земля зла и не стоит того, чтоб о ней скорбеть, то это Триер, скорее всего, убеждает себя (а чтобы убедить себя, уговаривает и зрителя), что женщина зла и, если потеряна, не стоит о ней сожалеть.

Еще, конечно, любая фантазия есть осуществление желания, и желание смерти всех людей — желание, чтобы всем было так же плохо, как и страдальцу — вполне естественно для депрессии. В комментариях к фильму «Живое» кто-то написал: «Не важно как, лишь бы убивали побольше людишек».

В отличие от жутко-напряженного психоза «Антихриста» «Меланхолия» — фильм отдыхающий, я бы даже сказал, праздный. Мягкий свист ветра, шум дождя, шорох листьев, отдых на берегу реки под светом Луны, замечательная классическая музыка — в фильме много спокойствия, безмятежности, он неторопливо разглядывает никуда не торопящуюся природу, пропускает ее красоту через себя. Разница между этой атмосферой и атмосферой «Антихриста» отражает динамику психической жизни Триера; боровшийся и пострадавший человек присел, чтобы восстановить силы; но его спокойствие есть отрешенно-усталая безмятежность измученно-изможденного, потерявшего надежду и все еще депрессивного человека, а не выздоровевшего, китайцы сказали бы, вероятно, что в этой нездоровой безмятежности переизбыток инь и недостаток ян.

Меланхолия смотреть онлайн 

загрузка...

Оставляйте комментарии после просмотра, ведь мы стараемся только для Вас!

avatar