Поиск

Фильм Эта замечательная жизнь / It's a Wonderful Life (1946) смотреть онлайн


НазваниеФильм Эта замечательная жизнь / It's a Wonderful Life (1946)
ЖанрДрама
Год
Страна
Режиссер
Актеры

Фильм смотреть онлайн » 14.08.2018 » Фильм Эта замечательная жизнь / It's a Wonderful Life (1946) » Драма »

Как я уже писала прежде, главная роль в семейно-фэнтезийной мелодраме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1946) стала первой заметной послевоенной работой Джеймса Стюарта в кино. Наверное, уже многие знают, что сегодня этот фильм для США является таким же привычным атрибутом новогодних праздников, каким комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975) воспринимается на территории бывшего СССР. Впрочем, обо всём по порядку.

Сюжет: Самый канун Рождества 1945 года. Жители выдуманного провинциального городка Бедфорд Фоллс молятся о благополучии Джорджа Бейли (Джеймс Стюарт) — владельца убыточной строительной компании, попавшего в самую безвыходную ситуацию в своей жизни (по крайней мере, так кажется самому Джорджу). Причём, положение ему видится настолько отчаянным, что он даже хочет добровольно покинуть этот мир. На небесах решают помочь бедняге, отправив к нему Кларенса Одбоди (Генри Треверс) — не очень способного ангела второго класса, мечтающего получить крылья. И его мечта может сбыться — правда, для этого Кларенсу надо убедить Джорджа не кончать жизнь самоубийством…

В отличие от своего нынешнего «культового статуса», на момент выхода в прокат, «Эта замечательная жизнь» не пользовалась особой популярностью ни у зрителей, ни у критиков, хотя и была удостоена пяти номинаций на «Оскар». Именно с этой картины начался «кризисный период» в кинокарьере Джеймса Стюарта, который продлится вплоть до 1949 года (о чём разговор, впрочем, уже в другой раз). Переходя к фильму, начнём с того, что «… жизнь» снята на основе небольшого малоизвестного рассказа некоего Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок» («The Greatest Gift», 1943), который, если верить источникам, сильно «расширили» и переработали при экранизации.

Не знаю, как эта история выглядела на бумаге, но на «большом экране» постановка Фрэнк Капры произвела неоднозначное впечатление. Конечно, те, кто меня читают сейчас, наверное, закономерно спросят: «Почему?». Видите ли, в «самом воодушевляющем американском фильме» (по версии Американского Института Киноискусства) мне не хватило именно «воодушевления». Напротив, прописанная сценаристами (Фрэнк Капра, Джо Сверлинг, Фрэнсис Гудрич и Альберт Хэкетт) судьба героя Джеймса Стюарта в фильме даёт больше поводов для того, чтобы впасть в депрессию, нежели настроиться на оптимистичный лад.

Судите сами: с раннего детства у Джорджа Бейли были, в принципе, вполне выполнимые мечты (при условии приложения определённых стараний и упорства, конечно) — увидеть мир, поступить учиться в колледж и стать архитектором. Но, ничему из этого сбыться не суждено, поэтому Джордж вынужден жить с женой и детьми в городе, из которого так хотел уехать, да работать на ненавистной ему работе. В общем, многие, наверное, узнают в этих деталях свою жизнь — но, одновременно с этим, многие ли назовут её «замечательной»?

Добавим сюда ещё и то, что от главного героя в фильме все постоянно что-то хотят, при этом, совершенно не интересуясь, есть ли у Джорджа возможность помочь или нет. Даже ангел Кларенс отговаривает бедолагу от самоубийства, руководствуясь, в основном, личной выгодой (велико желание заполучить крылья!), а не искренним стремлением помочь Джорджу. И это не говоря уже о сомнительности способа, выбранного персонажем Генри Треверса, чтобы убедить героя Стюарта в том, что жизнь всё-таки прекрасна (хотя, именно эти эпизоды в «… жизни» сняты лучше всего).

Вообще, абсурда и неубедительности в сюжетной части постановки Капры хватает, и при желании, об этом можно было бы говорить ещё очень долго (например, в первые три четверти фильма так и хочется задать вопрос «а это всё, собственно, о чём?»), но лучше остановиться на положительных сторонах «… жизни». Заслуживает похвалы работа Фрэнка Капры (как режиссёра), чья режиссёрская манера, в сравнении с его предыдущими картинами (например, «С собой не унесёшь» или «Знакомьтесь, Джон Доу!»), кажется здесь менее тяжеловесной и более естественной.

Несмотря на то, что особой увлекательностью первые 1,5 часа фильма похвастать не могут (половину из них смело можно было бы вырезать без какого-либо вреда для общего результата), некоторых ярких и трогательных моментов они не лишены (вроде казусов на выпускном и признания юного Джорджа в том, что он не выполнил поручение аптекаря, потому что-то тот ошибся с лекарством). Визуальную составляющую «… жизни» также можно похвалить, хотя временами она производит двоякое впечатление kinofakt.online.

С одной стороны, город Бедфорд Фоллс, его дома и улицы в кадре смотрятся очень уютно и красиво (за исключением последней четверти картины, разумеется), что создаёт впечатление красочной (несмотря на чёрно-белое изображение) «ожившей поздравительной открытки». Но, с другой стороны, порой сложно отделаться от ощущения, что идиллии и «открыточности» в кадре демонстрируется слишком много.

От этого кажется, что вся история развивается в фильме как бы «понарошку» (а упоминаемая выше «альтернативная часть» постановки только усиливает это впечатление, хотя и встряхивает сюжет после первых 70% «… жизни»). Впрочем, возможно, для истории с элементами «Фэнтези» сей нюанс не является столь уж критичным. Ну, и напоследок — несколько слов об актёрском составе, который, наряду с режиссурой и (отчасти) визуальной составляющей, и вытянули данную киноленту на весьма приличный уровень.

Определённо, заслуженно (в третий раз в своей кинокарьере) был номинирован на премию «Оскар» Джеймс Стюарт за роль Джорджа Бейли. Несмотря на то, что 38-летний актёр отчасти повторял своё амплуа с прошлых ролей, а лишь частично демонстрировал новые грани своих возможностей, он действительно показал своего персонажа, измученного «замечательной» жизнью именно таким, каким его и следовало показывать.

От сыгравшей «идеально-правильную» жену главного героя, 25-летней Донны Рид, по большей части, требовалось лишь существовать в кадре в качестве «фона» для Стюарта и не выпадать из дуэта с ним же. С этими задачами актриса, в общем-то, справилась — а большего от неё никто и не требовал. Очень колоритен был Лайонел Бэрримор в роли «главного зла» города, жадного богача Поттера, чему не помешало даже то, что характеристика этого персонажа смотрелась, как откровенно «списанная» у Чарльза Диккенса.

Понравился и Томас Митчелл в качестве чудаковато-рассеянного дяди главного героя. Также, можно выделить Генри Треверса в роли глуповатого ангела Кларенса (правда, его персонаж своими постоянными причитаниями о желании «поскорее получить долгожданные крылья» периодически раздражал), будущую звезду «нуаров» Глорию Грэм в качестве ветреной девицы Вайолет, а также Х. Б. Уорнера, сыгравшего аптекаря, перепутавшего лекарства.

В заключении, отмечу, что вряд ли «Эту замечательную жизнь» я буду пересматривать каждый Новый Год, как это делают ныне многие американцы. Сам же фильм, как уже говорилось выше, произвёл на меня неоднозначное впечатление. Но, поскольку эта неоднозначность, в основном, идёт со знаком «+», то почитателям талантов Фрэнка Капры, Джеймса Стюарта и прочих участников проекта, а также любителям фильмов эпохи «Золотого Века Голливуда», данную киноленту я, пожалуй, порекомендую к просмотру.

Фильм Эта замечательная жизнь / It's a Wonderful Life (1946) смотреть онлайн 

загрузка...

Оставляйте комментарии после просмотра Фильм Эта замечательная жизнь / It's a Wonderful Life (1946)

avatar