Поиск

Вечное сияние чистого разума (2004) смотреть онлайн


НазваниеВечное сияние чистого разума (2004)
ЖанрФантастика, Драма, Мелодрама
Год
Страна
Режиссер
Актеры

Фильм смотреть онлайн » 22.07.2018 » Вечное сияние чистого разума (2004) » Драма »

Каждую секунду нашего существования мы бессознательно пользуемся сложнейшим психическим аппаратом, исследовать который пытаются лучшие ученые и компьютеры. Для того, чтобы увидеть и взять обычную ложку наш мозг выполняет целый комплекс операции отделяя и суммируя нужные восприятия, чтобы впоследствии сравнить их с самим эйдосом ложки (чем-то вроде всеобщего образа ложки, сложившегося за всю жизнь), который помог бы нам понять, что же, мать ее, нам наконец с ней делать. Для того, чтобы представить насколько необъятна эта область стоит хотя бы на секунду приоткрыть Гуссерля, и, возможно, Ваш мир уже никогда не станет прежним. Однако даже столь мощный ум в своих трудах побоялся коснуться самого трудного, таинственного и мистического тайника человеческой души, а именно — великой загадки человеческих взаимоотношений и самой их возможности.

Зато в Одиссею по глубинам духа и памяти смело пустился подававший огромные надежды сценарист Чарли Кауфман. Пять лет в Голливуде, пять добротных оригинальных историй и хорошие взаимоотношения с режиссером Мишелем Гондри позволили Кауфману выдать (пока что) свое лучшее творение, совершенно справедливо отмеченное главной кинопремией мира.

История пленяет не только своей фактурой — хотя стоит заметить, что сценарий занимает удачную нишу на стыке жанров — умеренной научной фантастики, драмы, философской притчи и прочее, но в куда большей степени, как ни странно, естественностью происходящего. «Вечное сияние» — образец одного из тех редких примеров в кинематографе, когда персонажи получаются даже живее, чем окружающие нас люди. Гондри с Кауфманом с хладнокровием гениального хирурга вскрывают экзистенциальное ядро нашего космического одиночества, отдаленного и замкнутого существования в толпе миллиардов чужих, среди которых, при сверхудачном стечении обстоятельств может быть Вам и посчастливится найти родственную душу. Правда, человеческая природа устроена так, что и ее Вы, возможно, отвергнете, может быть не в силах поверить собственному счастью. Однако, вернемся к нашим ложкам, чтобы полнее и глубже уяснить философскую проблематику фильма.

Как всем нам хорошо известно из аксиомы братьев Вачовски «ложки нет». Но применима ли эта радикально идеалистическая концепция существования к другим экзистирующим существам? В отличие от людей, ложка не может заявить о своем бытии, иначе как материальано. Но что делать с живым человеком из плоти и крови, который может мыслить, помнить, чувствовать, анализировать не только существование ложки, но и Ваше собственное? Известно, что человек — это некая «вещь в себе», замкнутая монада без окон и дверей, но есть ли хоть минимальный шанс, что где-то на свете есть некто, способный заглянуть в другого, наконец, раскрыв его до конца? На этот вопрос фильм, к счастью, не дает однозначного ответа. Настоящая гениальность и величие картины как раз в том, что она расположилась в каком-то невозможном пространстве, затаенном уголке внутренней империи нашего естества, где трагический мрак отчаяния от одиночества волшебным образом сливается с вечным сиянием чистой, искренней и бескорыстной любви. Именно искусство любви, этого несчастного, затасканного, проституированного слова является по факту основным предметом исследования фильма.

Для начала лента четко разграничивает понятие предмета любви — то, что мы любим зачастую решительным образом отличается от того что есть. Объектом наших чувств нередко становится лишь идея любимого человека, которая должна выдерживать решительный натиск так называемого принципа реальности. Настоящая любовь таится где-то в глубинах нашего естества, она не может быть понята и высказана, всевозможные теории параллелизма между избранницей и родительницей, соотношении характеров, совпадении знаков зодиака терпят неудачу перед этой предвечной тайной. Почему же она не может жить вечно, что или кто ее убивает? Сколь часто ее священная власть рушится, как только выступает на сцену живой человек со своими живыми проблемами, когда жесткая обыденность и грубая реальность медленно и верно подтачивают трон любимого образа, пока, наконец, в один прекрасный момент, последний не рухнет, утащив за собой сами небеса. Что же тогда делать?

К сожалению, пока вы читаете эти банальные слова, общество потребления неуклонно прогрессирует, попутно трансформируя формы человеческих взаимоотношений, а это значит, что утопическая фантазия Кауфмана в любой момент сможет воплотиться в реальность в виде каких-нибудь фирм, оказывающих услуги по поддержанию духа в посттравматический период расставания. Увы, это возможно, так как любовь, как и все вокруг становится предметом потребления и уже давно оценивается в лайках. Хотя на самом деле это глубоко диалектический процесс, несущий поровну блага и проклятия. Отказ от боли, скорби, горечи расставания, сознания собственных ошибок, стыда за содеянное — фатальное заблуждение, уводящее нас от самой гуманности. Разве человек, отказавшийся от части воспоминаний не отказался от части самой человечности? Фильм Кауфмана учит такому принятию прошлого, гармонии с реальностью, а главное искусству любви и пониманию того, что любимого человека нужно принимать в тотальности, а зачастую даже жертвовать собой и прикладывать серьезные усилия для того, чтобы помнить о его реальной персоне, а не той, которая больше нравится.

Замечательно, что само слово любовь в фильме ни разу не упоминается. Больше всего он втягивает в себя именно этим аспектом деромантизации взаимодействия персонажей — 90 % времени занимают столь хорошо знакомое всем бессмысленное и бесцельное времяпрепровождение — дурачества, взаимные колкости, походы в магазин. Но как же потрясающе Гондри раскрывает эмоциональную суть каждого микроэпизода — тысячи обыденных вещей протекающих мимо каждую секунду, любое проходное слово, движение, взгляд любимого человека обретают абсолютную значимость. Понимаешь, что жизнь складывается их мелочей, триллионов наносекунд, каждая из которых соприкасается с вечностью, поэтому Гондри почти насильно заставляет нас обратиться к текущему мгновению, в попытке ухватить его суть.

Если сценарий Кауфмана блестяще работает в плане субъективного раскрытия героев, то именно постановка Гондри сыграла решающую роль в становлении общего концепта картины. Будучи выпущен на широчайший простор для безграничной силы воображения, режиссер экспериментирует с пространством и временем kinofakt.online, наглядно показывая, сколь сильно такие нерушимые понятия зависят от нашего внутреннего мира — один день отчаяния превращается в миллиард лет, секунда светлого мгновения освещает всю жизнь до гробовой доски. Естественно тут сильно пригодилось прошлое постановщика клипов и блестящего визуализатора, именно поэтому несколько сногсшибательных сцен фильма стали хрестоматийными и по силе воздействия могут соперничать с полотнами великих художников.

Напоследок, небольшая ремарка — кого-то фильм тронет за живое и всколыхнет океан эмоции, другие отнесутся к нему с прохладой. Неоднократно пересмотрев эту картину на длительном промежутке времени, сам испытывал различные чувства, но пришел к выводу, что в ней есть что-то (много или мало) от вечности — искренность и энергия, которых осталось так мало в современном кино. Может это и не великое кино, но как минимум культовое и просто прекрасное.

Вечное сияние чистого разума (2004) смотреть онлайн 

загрузка...

Оставляйте комментарии после просмотра Вечное сияние чистого разума (2004)

avatar