Болгарская картина о заблудившемся иностранце получила основной приз в Таллине

«Темнокожий? Мигрант? Проходи!»

На 24-м Таллинском межгосударственном кинофестивале «Черные ночи» Гран-при получила черно-белая картина «Ужас» болгарина Ивайло Христова. Необременительная и трагикомическая история о живущей на границе Болгарии и Турции педагогу, которая повстречала в лесу незаконного мигранта из Африки, сразила жюри и зрителей. Пожалеть чужака европейцы готовы в его синематографическом варианте, а проявить толерантность в настоящей жизни еще труднее.

"Темнокожий? Мигрант? Проходи!"

Кадр из кинофильма «Ужас». Фото предоставлено пресс-центром фестиваля.

Болгарской педагогу тоже жутко, но, как хороший и образованный человек, она не может кинуть на произвол судьбы врачи из Мали и дает ему приют. С того времени жизнь сёла резко изменяется. Продавщица перестает давать товары в кредит. Коренное население, охваченные ужасом, требуют прогнать незваного гостя. Педагога воспринимают как путану. Вот такая бесхитростная история признается наилучшей. Она в принципе животрепещуща в свете современной повестки дня, хоть на «Оскар» выдвигай. Есть темный герой, притом мигрант, и дама с букетом вопросов.

В аутсайдерах в конечном итоге остаются классики, даже продолжающие со зрителями разговор на злость дня. Венгерский «Последний отчет» Иштвана Сабо с выдающимся австрийским актером Клаусом Марией Брандауэром поднимает трудности, которые связаны с медициной, где идет сокращение и на пенсию посылают опытнейших профессионалов. Столичный кардиолог обязан уехать в маленький городок, где родился, чтоб занять свободное место домашнего врачи. Провинциальная жизнь таит свои сюрпризы, и доктор из Будапешта не вписывается в местные реалии. Можно, естественно, разговаривать о том, что 82-летний Сабо уже не снимет шедевр, равного «Мефисто», но он мыслит объемнее остальных, не гонится за животрепещущей повесткой, несмотря на то, что от времени, как видим, не отстает.

Клаус Мария Брандауэр сыграл пожилого человека-кардиолога в кинофильме «Последний отчет». Фото предоставлено пресс-центром фестиваля.

Остался без внимания жюри и финский классик Мика Каурисмяки (родной брат Аки Каурисмяки), который снял камерную картину «Милостивая ночь» в собственном фирменном стиле. Не будь сильной эпидемии, не возникла бы троица ярких мужчин, встретившихся в кафе в центре Хельсинки. Общими усилиями они пробуют осознать, что случается с ними и миром. Вероятно, авторитет таковых мэтров, как Сабо и Каурисмяки, уходит в прошедшее. Важнее открывать новые имена и территории.

Заслугой жюри NETPAC, которая отвечает за продвижение азиатского кино, отмечена снятая на российском и казахском языках преступная драма «Улболсын» (Казахстан—Франция) Адильхана Ержанова. Героиня, которая живёт в городе, приезжает в родное село и пробует спасти 16-летнюю сестру, похищенную местным знахарем. Не без участия своей мамы молодая жена попадает в его богатый дом. Милиция бездействует, а вызванный из города силы спецназначения обязан отойти перед напором местного населения, готовых биться за свои устои. Патриархальный уклад непобедим. Завершится все плохо. Младшая сестра бросит старшей: «Ты мне жизнь попортила! Чего ты добивалась?» Заглавие у кинофильма говорящее. Так называют девченок при рождении, когда ожидают сына и наследника. «Пусть будет мальчишка» — подобное послание посылают в небо. Другими словами последующим должен быть мальчишка. Интересно, что в Республике Казахстан режиссер Екатерина Суворова снимает документальный кинофильм «Кызболсын» — про то, по какой причине девченок называют именами с приставкой, которая означает мальчугана, — Улболсын, Улдана, Улжан, Улбала… Так и проживают злосчастные с клеймом одураченных ожиданий.

За режиссуру отметили турецкого режиссера (режиссерку — как сейчас говорят) Нисан Даг за мультикультурную картину «Когда я буду мертв». Она переносит нас на окраину Стамбула, где 19-летний рэп-исполнитель и любитель травы знакомится с европейской женщиной. В картине снимались непрофессиональные актеры. В ней заключен очередной престижный и старый как мир тренд: Запад есть Запад, Восток есть Восток… Им, как понятно, не сойтись.

Тема насилия в современном её преломлении пышно расцветает в кино. В португальской картине «Подчинение» Леонардо Антониу, отмеченной за наилучший сценарий, героиня подает в суд на супруга-насильника, но еще не наступили благословенные времена, когда этот номер может пройти просто и просто. В данном смысле передовые феминистские завоевания можно возвести на пьедестал.

Кадр из кинофильма «Территория мужчин». Фото предоставлено пресс-центром фестиваля.

Французская картина «Территория мужчин» Ноэля Марандина отмечена за операторскую работу. Юная героиня Констанс пробует спасти приходящую в упадок ферму отца, которого играет возлюбленный актер братьев Дарденн Оливье Гурме. Авторитетный Сильван, к которому она обратилась за поддержкой, готов сделать шаг навстречу, но через кровать. После акта насилия Констанс идет в правоохранительные органы, а в ответ получает косые взоры соседей, недопонимание своего отца. Это для вас не 2020-й, а 1994 год. Как поменялся публичный вектор с того времени.

Польская картина «двадцать пять лет невиновности», отмеченная в программе дебютов, тоже о насилии, но лишь надуманном. Томаш Коменда осужден на двадцать пять лет за изнасилование, которого не совершал. В базе кинофильма — настоящие действия, которые взорвали спокойствие Польши. Похоже, эти темы и будут сопровождать нас в наиблежайшие годы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.