Нина Иванова из «Весны на Заречной улице» пряталась шестьдесят лет

Конкретно «МК» в свое время первым нашёл следы знаменитой звезды

Она не дожила месяц до собственного 87-летия, приходящегося на канун Рождества. Шестьдесят годов назад она пропала из мира кино, выбрав жизнь обыкновенной дамы, медсестры в поликлинике. Розыск Нины Ивановой напоминали детектив со почти всеми неведомыми. Это произошло в декабре 2006-го года.

Конкретно «МК» в свое время первым нашёл следы знаменитой звезды

Один из наших читателей умолял найти свою возлюбленную актрису, чтоб подарить ей букет красных роз. В тот год «МК» исполнял священные желания москвичей, это был этот масштабный проект, хоть какой мог позвонить либо написать в нашу газету и поведать о собственной священной мечте.

У большей части мечты были самые вещественные, приземлённые, удобные. Что-то себе самих, возлюбленных. И только один старый мужчина попросил найти актрису-миф, актрису-сон. Которую он помнил с молодости. С лучистыми очами и непослушливым, которые спадают на лоб завитком – Нину Иванову.

Сначала мы пошли самым обычным методом: решили находить её через горсправку.

Как было установлено, в 2006-м году в столице россии проживали 273 Нины Ивановы.

Девять носили подходящее отчество — Георгиевна.

Год рождения 3-х из них — 1934-й — подступали к разыскиваемому.

Однако одна из Ивановых трудилась продавщицей и никогда не меняла свою профессию. Иная — жила в Московской области.

А 3-я — рядовая медицинская сестра.

Неуж-то все три мимо?

Например, быть может, испытать найти Нину Иванову через киношную среду? Вот перечень кинокартин, в которых сыграла актриса: “Жила-была девченка”, “Киевлянка”, “Легкая жизнь”, “Сероватая заболевание”.

…Архивы Студии имени Горьковатого. Ноль инфы.

По хранившимся 40 лет взаперти бухгалтерским ведомостям “Мосфильма” нам выдали в конце концов какой-то её старый адрес. Однако по нему издавна никто не жил.

В архиве Одесской студии, где снимали “Весну”, случилось возгорание, и все документы сгорели…

Все говорило про то, что наши розыск не дадут результата, и если б мы, меркантильные репортеры, верили в судьбу, то обязательно бы отступили, решив, что, наверняка, это непопросту. Если человек не желает, чтоб о нем знали, он обязательно затеряется в большом городе. Да ещё с таким именованием и фамилией – Нина Иванова. Отыскивай ветра в поле…

Даже режиссер Марлен Хуциев, который ещё был живой, ничего не слышал о собственной главной лирической героине, чей взор с поволокой свел с разума 30 миллионов русских людей — конкретно столько зрителей поглядели «Весну» за 1-ый год проката.

С этим фильмом Нина Георгиевна объездила полмира, получила огромное количество наград. В 1958 году на Фестивале молодежи и учащихся в столице России ей вручили бронзовую медаль.

— Нина Иванова? А разве она не погибла? — удивлялись старые актеры, услыхав издавна забытое имя. — Наш мир так тесен, что, если б она еще мелькнула кое-где, это непременно выплыло бы. Однако скоро после собственного триумфа Нина Иванова просто пропала.

Почему? Что случилось в жизни «Татьяны Сергевны» какая тайна прячется за её неожиданным уходом с экрана на самом буме популярности? До настоящего времени эта загадка беспокоит миллионам зрителей, для которых кинофильм остается культовым…

Сниматься в кино Нина начала в 10 лет. В армейской картине “Жила-была девченка” в 44-м году она сыграла роль Насти. Её партнершей стала пятилетняя Наташа Защипина.

Лента говорила о ленинградских детях, которые прошли ужасный голод и погибель близких. Малеханьких героинь — Настю и Катю — режиссеры “Ленфильма” обнаружили в столице России.

Вместе с Ниной Ивановой на съемки поехала тетя. Родные страшились, что из-за кино девченке придется нагонять школу.

А ведь она постоянно обучалась сильно отлично. Самая старшая из 4 сестер Ивановых. Самая ответственная. И самая прекрасная.

Нина не думала связывать свою последующую судьбу с кино, поступила в мед. Однако в двадцать лет знакомый студент ВГИКа позвал её сыграть в его дипломной короткометражному фильму. Там-то её случаем и приметил Хуциев и позвал на роль Тани Левченко, учительницы школы рабочей молодёжи…

Обычная картина о обычных людях, обычных и таковых понятных эмоциях. И вместе с тем прорыв, открытие, откровение. Время избрало их — обыденных юношей и девчат “из нашего города”, новых киногероев оттепели.

— Николай Рыбников, сталевар «Саша Савченко» ходил с местными ребятами в заводской клуб на танцы, — ведали члены съёмочной группы. — Местные голубятники учили его свистеть, гоняя сизарей. И с сплавом он расправлялся как заправский мастер. Мы слышали, что уже в старости актер даже просил свою супругу Аллу Ларионову похоронить его в рабочей каске.

— Мы дружили, желали, возлагали надежды. Коле Рыбникову чуть исполнилось двадцать четыре года, мне тоже, — вспоминал Геннадий Юхтин, актер, который сыграл роль юного инженера. — Данная работа объединила всю съемочную группу — от головного героя до осветителя. Каждый веровал в то, что его ожидает огромное и красивое завтра. И Нину Иванову я помню… Она была самой юной из нас, открытая и веселая женщина.

“Смотри, к тебе пришла”, — кивает компаньон Саши Савченко, оглядываясь на бродящую по цеху педагога российского языка Татьяну Сергеевну.

— Да совсем она не ко мне, — отворачивается тот, надвигая на глаза металлическую маску сталевара.

Прозвучавшая лейтмотивом песня ушла в народ. “И тут, на данном перекрестке, с любовью повстречался собственной”, — распевают и доныне на торжественных застольях.

— Татьяна Сергеевна в “Весне” была так красива поэтому, что камера смотрела на нее влюбленными очами оператора Радомира Василевского, — вспоминали создатели картины. — Эти двое были так поглощены товарищ другом, они как будто символизировали собой обновление нашего синематографа.

Как и положено, “Весна” закончилась женитьбой.

Не в кино — в жизни. Для возлюбленной оператор Радомир Василевский оставил первую семью и переехал жить в Одессу.

— Радик с Ниной поселились в новом доме, чистом и светлом, как герои кинофильма. Мы с ними соседствовали на лестничной клеточке, — вспоминал Вадим Костроменко, руководитель музея Одесской студии. — В один прекрасный момент прихожу в гости: Нина, раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает её фигуру маленьком. “Буду шить супруге модную пижаму!” Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…

Казалось, после “Весны” ей были открыты все пути. Письма шли мешками. Комсомольцы и заключенные, жители Далекого Востока и Колымы угражали обязательно нагрянуть в гости и жениться. Лишь кого они обожали? Экранный образ либо настоящую даму?

На одном очаровании юности в актёрской профессии не удержишься. Не родись прекрасной! Время романтичной учительницы чрезвычайно скоро ушло из синематографа. 

Естественно, актрису ни один раз позже приглашали в кино. Однако все следующие роли не дотягивали до той, звездной. Спецы думали, что виновно отсутствие школы — ведь Нина Иванова не была проф актрисой.

Спустя на протяжении нескольких лет она мелькнула на дисплее в эпизоде иной фильмы, поставив счастливую точку в «многоточии» «Весны на Заречной улицы», конец которой так и остался открытым.

– Я не Левченко, я Савченко, – гордо гласит героиня Нины Ивановой в ходе диалога выпускников в кинофильме «Легкая жизнь». Русские зрители вздохнули расслабленно, следовательно, возлюбленные герои все-же поженились! Однако в жизни все завершилось не настолько прекрасно. Все другие роли Ивановой вызывали шквал кинокритики, от неё ожидали новой «Татьяны Сергеевны», но так и не дождались. “Вопросы киноискусства”, “Русская культура”… “Н.Иванова неуверенно движется перед киноаппаратом и несмело произносит слова роли”. “Персонаж Ивановой затерялся. Её героиня наделена лишь самыми общими и положительными чертами”. “Даже превосходный актриса не совладала бы с поставленной задачей. Однако режиссер и не нашел гениальную. Он взял молоденькую и неопытную Н.Иванову”.

И это лишь часть статей. Вероятнее всего в этот же шок повергли они и Нину. Но, как было установлено, это была основная, но не единственная причина бежать от кино, затеряться, забыться…

— Мне известно, что решение оставить нашу профессию Нина Иванова приняла совсем без помощи других, что у дам-актрис бывает очень изредка и дается им нелегко, — вспоминал Геннадий Юхтин, актер. — Когда отмечали юбилей “Весны”, я позвонил Нине, но длительного беседы не вышло. Как досадно бы это не звучало, жизнь нас изменила…

Лишь немногие, мощные натуры способны перечеркнуть все и пропасть, вырвать прошедшее с корнем, начать жизнь поновой, с незапятнанного листа, с белого мед халатика.

Поменять адрес, круг знакомств, все — не считая имени.

— Я не Татьяна Сергеевна, я — иной человек. Я не желаю ворачиваться в прошедшее. Я не желаю, чтоб вы его ворошили. Оставьте меня в покое, — на 1-ый звонок «МК» и просьбу о встрече категорично ответила Нина Георгиевна и повесила трубку.

Посреди 60-х годов она нежданно возвратилась из Одессы и устроилась работать помощником режиссера на студию имени Горьковатого.

Одна. Детишек у неё не было.

— Радик Василевский был еще два раза женат. Быть может, в данном и заключалась его, ну и Нины, катастрофа, что большой и дружной семьи не вышло? Не все зависит от наших желаний, — вспоминал Вадим Костроменко, руководитель музея Одесской студии. — Свою тоску Радик заглушил тем, что ушел из операторов и стал детским режиссером, снял красивые киноленты: “4:0 в пользу Танечки”, “Дубравка”, “Включите северное сияние”…

..И все-же мы были должны её разыскать, чтоб исполнить желание читателя. В данном нам посодействовал телевизионный репортер Роман Побединский.

— Я случаем повстречался с Ниной Ивановой в августе 2001 года, — сообщил он. — Так получилось, что я делал цикл передач о позабытых именах и чудом нашел её адрес. Нина Иванова наотрез не согласилась от съемки, от хоть какой поддержки, слышать не желала об интервью. Мы поговорили мимолетно, около метро. Седая и робко одетая дама с незнакомым лицом подошла ко мне, побеседовали 5 минут. Она живет с сестрой. Её пенсия от актерской гильдии чрезвычайно маленькая. “Таковых, как я, позабытых артистов, чрезвычайно много. И потому не нужно выделять меня одну. Чем я известна?” — её взор был этот грустный. В нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны — ни-че-го, осознаете? Это было так больно, что я отвел глаза…

…Проспект мира. “Композиторский” дом в глубине двора. Тишь и покой. Как будто и не в центре столицы. Однако пройдешь всего несколько 10-ов метров, и здесь же тебя поманит новогодняя притча витрин.

Никем не узнанная Нина Георгиевна Иванова жила конкретно тут. Никогда и никому не говорила, что конкретно она “та Иванова”. И все таки все были в курсе этого.

Её соседи по дому. Нездоровые, за которыми она ухаживала.

Пока могла, Нина Георгиевна работала медицинской сестрой в поликлинике недалеко от ВДНХ. В самом тяжелом, онкологическом отделении.

— Передайте вашему читателю, что я живая. Однако у меня иная жизнь. И она никак не связана с кино. Я не желаю никого разочаровывать. Мне не необходимы его цветочки. Я не Татьяна Сергеевна, и мне уже не двадцать один год, как тогда, я совершенно иной человек. Так что пусть эти розы завянут в вашей редакции…

Вы даже не представляете для себя, сколько сил и какой дар убеждения нам пришлось применить, чтоб за подаренным букетом – священные желания должны исполняться – все-же спустилась её родная сестра Ольга Георгиевна.

Наш разговор с самой Ниной Ивановой тоже состоялся, но был он маленьким и грустным, изображение свою древняя актриса так и не отдала, не желала, чтоб её видели иной: — Из кино ушла, так как кино закончили снимать.

– Мое поколение никому больше не надо. Почти все мои товарищи ушли из жизни, бедствовали, в особенности жаль было операторов, они пострадали первыми, — поведала Нина Георгиевна. — А на данный момент — что говорить, я уже не в том возрасте, чтоб демонстрировать свои морщины и говорить о для себя. Не нужно мне никаких почестей. Актрису должны уяснить юный. Актриса обязана уйти прекрасно…

Все в доме знали, как Нина Георгиевна хлопотала о собственной семье, собственных младших сестрах и племянниках. Они — единственные, которые у нее оставались. Она была чрезвычайно одинокой, но с огромным сердцем. Всегда за кем-то ухаживала. Брала косточки для бескровных собак и кошек. Не могла пройти минуя слабенького и хворого. Всем соседям уколы делала и никогда не добивалась благодарности. А они старательно делали вид, что не выяснят в ней Таню Левченко-Савченко.

Нина Георгиевна не обожала вспоминать при чужих о собственном актерском прошедшем, но когда они оставались с сестрой один на один, то нередко говорила о тех днях и тех людях, с которыми свела судьба.

К слову, она так никогда и не поглядела прославивший её кинофильм. Когда его ставили в программку, просто выключала телек. И с актером Николаем Рыбниковым — влюбленным Сашей Савченко — после съемок не виделась больше никогда.

«1 декабря 2020 года на 87-м году жизни после длительной заболевания скончалась восхитительная киноактриса, режиссер Нина Георгиевна Иванова»,— сообщается в публикации Союза кинематографистов.

Прощание с актрисой состоится 4 декабря в морге поликлиники №59.

0
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.